среда, 8 февраля 2017 г.

Нужные вопросы.


Каждый день, общаясь с дочкой, и прибывая с ней в разных ситуациях, я встречаюсь со своей внутренней историей. Например, я предлагаю ей переодеть пижаму, а она не соглашается. Говорит, что хочет походить в пижаме. 
Я спрашиваю: Почему? 
Она отвечает: Потому что я так устроена, мама! 
И в этот самый момент во мне очень много уважения к тому что она говорит. И сразу хочется узнать о том, как именно она устроена. И вообще, особенно в последнее время я учусь задавать ей больше вопросов. Они простые. Но мне не просто их формулировать. Это такие вопросы, которые мне стали задавать уже в более зрелом возрасте, и не самые близкие люди. Не потому что близкие люди не хотели их задавать. Может быть даже удавалось. А потому что моим близким людям такие вопросы тоже мало кто задавал. Что же это за вопросы? Самые простые, уточняющие, обращающие к себе.
Чего бы тебе хотелось?
Как ты посмотришь на то, чтобы…?
Ты сейчас злишься? Что тебя разозлило?
Как прошёл твой день?
Ты расстроилась? Что тебя расстроило, огорчило?
Что было самое яркое в сегодняшнем дне?
Что была самое трудное, непростое?
И т.д.
Все вопросы возникают в зависимости от ситуации. Их очень много может быть, я теперь точно это знаю. И ситуаций, и вопросов.
Часто после этих вопросов звучит моё: Да, я понимаю. Конечно, так бывает. Я поддержу тебя в любом случае. Я очень тебя люблю. И т.д.
И для меня это большая любимая и сложная работа – учиться слышать, видеть, понимать, не понимать, принимать. Принимать дочку. Принимать себя. Понимать себя. Не понимать себя.
Я пишу и вижу, что здесь всё очень рядом. Моя история и история моего ребёнка. Мне очень важно своё оставить себе. Смотреть, и видеть, как разворачивается её жизнь. Как расцветает в ней она.
Подбирать, и складывать вопросы мне очень сложно. Какие-то уже рождаются сами собой. А в каких-то ситуациях мне приходится сосредоточиться. Приложить усилие чтобы понять то, о чём я хочу спросить. Чтобы понять, что через этот вопрос может произойти между нами. Что я могу узнать о себе, о ней. Что она сможет узнать о себе!
Я могу назвать то, что с ней происходит. Назвать чувство, уточнить оно ли это. Но ведь совсем иное, когда Варя начинает рассказывать о себе сама. И состояние часто её меняется, именно от того, что я спросила про неё и ей удалось самой рассказать о себе. Рассказать о себе не только мне, но и самой себе. И это будет её правда. Её сильная и хрупкая правда о себе. То, что она узнает и запомнит навсегда. НАВСЕГДА. И я это запомню. Я буду знать.
Есть ли у вас вопросы, которые вы задаёте своим детям? Какие они? Может быть есть история, которой вы готовы поделиться? Мне кажется это мастерство – задавать нужные вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий