пятница, 8 июля 2016 г.

( НЕ) Нормальная Мать


Я ненормальная мать. Это факт. Судя, по удивлённым лицам и фразам, в мой адрес, родителей других детей на детских площадках. И я не хочу ни чего с этим делать. Более того, я бесконечно благодарна своей дочке за эту школу проживания Жизни во всей её полноте. За то, что у нас именно так. Каждый день, я узнаю Варю. И каждый день, я узнаю себя. Ещё… и ещё… и ещё. Я узнаю о радости, о боли. Узнаю о злости, о чуткости… Я узнаю свои бесконечные возможности и спотыкаюсь, бесконечно спотыкаюсь о свои пределы!
Я знаю, как я могу быть терпелива. И я знаю, как я могу мечтать собрать сумку и уехать. Ещё я теперь знаю, что такое Навсегда, и что такое ЛЮБОВЬ. Всё это во мне.
Когда я говорю о своих пределах, я говорю не только об усталости, пределе терпения, сил, возможностей… Я говорю о разрешении.


Наш обычный день с Варей, это очень разная история. Мы можем провести его очень плодотворно. С прогулками, занятьями, книгами, играми. А можем гладить бельё и смотреть мультфильмы целый день. На последнее, кстати, мне потребовалось разрешение. От кого, спросите? От самой семя. Потому что «хорошая мама», она ведь бесконечно вся в ребёнке. И если мультики целый день, да ещё и пельмени из магазина…. Тут уже надо подумать какая она мать. Кто ставит под сомнение «хорошая» я мать или «плохая»? В первую очередь – я сама. Эти бесконечные мысли о том, что ты сделала сегодня для того, чтобы твой ребёнок был счастлив, узнал что-то новое, сделал шаг в своем развитии: физическом и духовном… Это бесконечные мысли. Если только вдруг сядешь или не дай Бог ляжешь, просто для себя, просто потому что устала, или вот представьте только себе: Да не хочу я сегодня ни чего делать, поэтому и легла!

 Как так, «не хочу»?  Сразу вспоминается «Собачье сердце».
 « -Вы не сочувствуете детям Германии?
 - Почему, сочувствую!
- Червонца жалко?
- Нет, не жалко!
- Тогда почему вы не хотите купить журнал?
 - НЕ хочу!».


Теперь, я могу себе это позволить. И немучать себя за это потом часами и ночами.  Стал ли мой ребёнок от этого менее счастливым? Нет! Напротив, мне кажется, что нам всё проще и проще находить общий язык.
Понятное дело, что ситуации бывают разные. В ситуациях этих, я двигаюсь совершенно по-разному. Где-то я дам себе волшебный пендель. А где-то поблагодарю себя за то, что у меня сегодня такой день, когда дел нет. А есть, например, только я.  Варя у бабушки. Или есть только мы с ней, и между нами не будет висеть «меч», не сготовленного супа.
Когда-то, кто-то рассказал мне о том, как «правильно». Когда-то, кто-то рассказал мне о том, кто я. Хотя тем самым человеком я вообще не являюсь. Кто-то устанавливает какие-то стандарты нормальности, ненормальности… Я в этих стандартах родилась и выросла. Знаю каждой клеткой своего тела и души. Всей собой знаю про эти стандарты. Этими стандартами фабрикуют как «котлеты», и я оказалась одной из этих «котлет». И знаете, что?  Вот меня теперь не переубедить в том, что стандарты эти нужны. Именно потому что я сама, на своем опыте, лично знаю, что в этих «стандартах» исчезает Жизнь во сей своей полноте…. Исчезает личность и уникальность… И человек умирает так и не начав жить….
Это ведь не только к этой ситуации относится.


Во мне возникает протест, когда мою дочку спрашивают:
- Ты же хорошая девочка?
Я могу ещё перечислить массу вариантов на тему: «Хорошие девочки так не поступают…», «Хорошие девочки не злятся….», « Хорошие девочки не дерутся…», « Хорошие девочки так себя не ведут…»….. Эти фразы знакомы всем, точно.
Но не всем может быть понятно, почему во мне это может вызывать протест. Не всем может быть понятно, почему я настойчиво, если эти послания относятся к моей дочке, пресекаю это. Я сообщаю о том, что она не "хорошая". Я сообщаю о том, что она РАЗНАЯ! И слава Богу! Потому что значит - ЖИВАЯ!!!!
 Если Варя злится, значит она злится.  Она может закричать, зарычать, затопать ногами. Может и толкнуть, и ударить. Ситуации бывают разные. Удивительным образом она, маленькая девочка, может разозлиться на какую-то неконструктивную или неадекватную реакцию взрослого человека. Выскажет свою точку зрения. Выскажет её не робко, еле слышно, а так, что и глухой услышит. Она очень чутко будет реагировать, когда нарушают её границы. Или, когда к ней относятся не с уважением. И отвечает честно, как есть. А не как «хорошая» девочка. И мне это нравится.
С чем я, лично, сталкиваюсь на детской площадке в связи с этим… ? Оооооо! Это комплекс ощущений.
Во-первых, я сталкиваюсь с тем, что мне крайне стыдно. Кажется, что стыдно за ребёнка. Но  это стыд напрямую связан с тем, что сейчас подумают обо мне как о матери. «Ребёнок не воспитанный – повесят ярлык. Значит я плохая мать.» С ребенком то всё нормально, он учится взаимодействовать с миром. Получает соответствующие ответы на своё поведение и реакции. И как правило, если ребёнок вежлив и приветлив, то все довольны. Хороший! А если он открыто говорит не словами так поведением о том, что он чем-то не доволен или на что-то разозлился, или устал, или нет настроения, желания, сил или он не согласен. То это мало кого волнует. Особо и вникать никто не станет. Будут такие же скорые выводы. И вопрос решён.   Я злюсь, раздражаюсь. Мне хочется поскорее свернуться и уйти.  Это как минимум то, с чем я сталкиваюсь внутри себя. И это всегда выбор. Остаться на стороне своего ребёнка, чтобы не случилось. Прийти домой, поговорить обо всем. Но там, в этой ситуации не бросать ее, не предавать… Не вестись на замечания, которые в первую очередь звучат во мне и находят отклик на них в первую очередь мой внутренний ребёнок… это его сжимает… это ему хочется уйти… А  я, как взрослый человек, вполне в состоянии переспросить в чем вопрос?  И как правило, за многими замечаниями нет основания… они лопаются как мыльный пузырь.


Вот что я для себя открыла в моих отношениях с Варей. Когда она что-то делает, что кажется мне неправильным. Я сначала задаю себе вопрос, почему, то что она делает кажется мне неправильным? Иногда я нахожу конструктивный ответ. Но чаще всего, мне кажется это неправильным, потому что, я сама себе этого позволить не могу.  Но как только я даю себе разрешение и присоединяюсь к ней… мне кажется, что ещё минуту назад я не то что была не права… а меня просто не было. Понимаете? Меня просто не было. Был мой предел, через который я не могу переступить. И только поэтому я хотела запретить это моему ребёнку. 
Пример.Самый простой : Прыгать в луже. Походить босиком по воде. Поковыряться палкой в канаве… Погонять голубей… громко кричать и бегать…..  Поговорить с прохожими и первыми встречными… Да миллион… Такое нарушение внешнего порядка в мире… И ещё по мимо этого, внешнего порядка, есть мой внутренний порядок. И как мне удалось выяснить, этот порядок мой внутренний, тоже щедро подарили мне мои родители. 
Совершенно недавно, проснулись с Варей утром. Начали свой день. Я бесконечно бегаю. Делаю сто дел одновременно…. И вдруг я спрашиваю себя: Аня! Стоп! Стоп! Остановись! Что происходит??? Ты куда-то спешишь? Тебя кто-то гонит? Ты опаздываешь?
Я делаю усилие чтобы выключить воду, перестать мыть посуду и просто остановиться. Я делаю усилие. И понимаю…. Что нет. Повода мчать нет вообще. Просто все идет «по чертежу».  «По чертежу», чтобы  Вы понимали, это любимое выражение моего папы. Это у него всегда все по плану, с первыми лучами солнца ( «на зорьке» - это кстати тоже его выражение))) Это ему необходим чертеж, режим, время завтрака, обеда и ужина, выключенный свет, вымытая посуда и чистая раковина, всегда готовый обед,  соединение приятного с полезным…. Ооооо! Папа!!! Я тебя люблю!


И вот мне стало интересным… хорошо… так научил меня папа…. 
А как хочу я? Какой он мой ритм? С каким ритмом жизни родилась я? Как я хочу, чтобы протекал мой день? И как не странно значит и моя Жизнь? Какая она? Какой мой ритм Жизни? Может быть я хочу спонтанности… неожиданности… резкого поворота событий… я фантазирую сейчас….
И вот что, как минимум…у меня теперь всегда есть время сделать причёску, подобрать гардероб, и накраситься….  Вдруг появилось место для моей внутренней Женщины…. И мой день совершенно другой… И он не похож на день Хорошей Девочки… Он похож на день Живой Женщины… Живой Мамы…. Живой Жены… Так я себя чувствую… И мне кажется, что впереди у меня ещё много открытий.
Я не нормальная мать? Я так про себя в начале написала?
Нет….. Мне всё нравиться. Нормальная… Ненормальная… Плевать…
Я только начала чувствовать, как это, когда не нужно оглядываться…. Когда мир весь передо мной… И не без боли… Не без разочарований и трудностей…. Всё есть.
Всему есть место и время. Но узнавать себя.... заново... шаг за шагом узнавать, какая она на самом деле Моя Жизнь? Это самое невероятное путешествие которое происходит... прямо сейчас.





Комментариев нет:

Отправить комментарий