вторник, 17 октября 2017 г.

Я на твоей стороне.



Однажды в кафе, я оказалась свидетельницей семейного обеда.
Обедали мама, папа и их два маленьких сына. Старшему примерно года четыре и младшему года три. Я сидела за несколько столиков от них. Кафе было полупустое. И в нём было достаточно тихо. Детки суетились. То садились на свои стулья, то слезали и прогуливались по залу. Играли вместе. Спорили. Беседовали. Смеялись. Родители были с ними. Не просто присутствовали рядом. А находились с ними во взаимодействии. Разговаривали, спрашивали, отвечали, наблюдали, переглядывались, улыбались.
Я допивала свой чай. И вдруг среди размеренной, обеденной тишины кафе, раздался оглушительный звон. Один из мальчишек, задел случайно подставку для вилок, ложек и ножей, и весь этот металлический букет с перезвоном рассыпался в разные стороны.
Отгремело….
Пауза… Тишина… На секунду все замерли и посмотрели на героев, которые оказались участниками событий. Первой была реакция папы. Он совершенно без лишних эмоций и движений, спокойно поднял подставку, начал собирать столовые приборы со стола и пола… Посмотрел на сыночков, улыбнулся и сказал:
- Какая неустойчивая подставка, правда?
- Да! – ответили мальчишки. Улыбнулись и стали охотно помогать папе собирать вилки и ложки.
И всё. Тишина и размеренный обед продолжились.
Я подумала, какой молодец!
Ничего особенного в этом во всем нет. И все-таки… Могло бы быть и по-другому. И такие истории я тоже встречала. Когда детей бесконечно отдёргивают, усаживают на места, делают замечания. Замечания бесконечные и одни и те же. Такие, которые просто становятся единым с воздухом, которым ребёнок дышит…. Бесконечные, пустые замечания не о чем. В первую очередь чтобы оправдать себя. Оправдать себя перед окружающими. Что, мол, вот я родитель хороший, воспитываю, это дети непослушные. Это дети не те и не такие, и мы то были другие, и у нас то всё было по-другому. Ну а уж если такой шум произойдет, как в этой истории с вилками и ложками, то и вообще возможна «принародная казнь» собственных детей:
- Я же тебе говорила не бегай, не дёргайся, не ёрзай, не дыши… Безрукий ты такой, эдакий, неуклюжий! Ну ты как всегда! Больше ни куда с тобой не пойду! Будешь дома сидеть, раз вести себя не умеешь……
Я могу продолжить эту тираду… Она богата на угрозы, оскорбления, унижения, неуважение, обесценивание… И ещё эта тирада богата такими чувствами как, например, вина. Вина за то, что я плохой родитель и не умею успокоить своего ребёнка и научить его себя вести. Эта тирада полна стыда… Стыда за своего ребёнка, за то, что он какой-то не такой, все дети как дети, а мой…. В этой тираде много злости и раздражения…. А ещё, в ней есть усталость… Усталость от всей этой суеты, от работы, от жизни, от невозможности услышать себя наконец.
Услышать себя и задать себе важные вопросы.
Спросить: Что происходит со мной прямо сейчас? Что я чувствую? Попытаться разобраться, кто же кричит сейчас во мне, кто злиться и раздражается? От куда все эти горячо знакомые штампованные фразы, которые так прочно вшиты в меня, в любящего родителя! Который всем сердцем, бесконечно и навсегда любит своего ребёнка…. И почему в подобных ситуациях при всей своей любви, я оправдываю себя всеми возможными способами перед окружающими. Перед посетителями и работниками кафе, перед учителями, воспитателями, врачами, тренерами и т. д. Оправдывая себя, оставляю своего ребёнка один на один с неудачей, с трудностью, с поступком, с решением, с болью, стыдом, виной, злостью, разочарованием…
Может быть, таким образом, я спасаюсь от своих тяжёлых и непростых чувств. Может быть, я спасаюсь от своих воспоминаний. Может быть на самом деле прямо сейчас я убегаю от себя, от своей личной истории?

Мне кажется, тот папа в кафе, всем своим поведением, в той самой простой ситуации, посылал своим детям примерно такое послание:

Разлетелись вилки и ложки…. Да пусть хоть небо упадёт… Смотри малыш… Смотри на меня… Я твой папа… Я твой взрослый… Я с тобой… Всегда буду с тобой… Всё хорошо… Мы со всем разберёмся вместе. Где не нужна будет помощь, ты делай сам, это здорово! Там, где ты не сможешь, буду разбираться я. У меня много сил. Я очень тебя люблю…. Я на твоей стороне… Я поддержу тебя в любом случае, чтобы не случилось!

3 комментария:

  1. Спасибо. Маленькая,и при этом, очень емкая и точная статья. Очень хочется чаще показывать своему ребенку "Я на твоей стороне", но не всегда это получается, чаще не знаешь как. Благодарю, это как раз пример КАК.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Маленькая,и при этом, очень емкая и точная статья. Очень хочется чаще показывать своему ребенку "Я на твоей стороне", но не всегда это получается, чаще не знаешь как. Благодарю, это как раз пример КАК.

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга здравствуйте!Я очень благодарна вам за отклик! Я понимаю вас! Очень рада что статья оказалась полезной!

    ОтветитьУдалить