воскресенье, 7 мая 2017 г.

"Слезами горю не поможешь".


«Слезами горю не поможешь»

                                                        
Знакомая фраза? Мне кажется всем.
Совсем недавно я её почувствовала до мозга костей. 8 марта мне удалили зуб. Зуб был сложный, с кистой. Это было больно. Я пришла домой и от переживаний своих расплакалась. Ко мне подошла дочка. Я чувствовала, что она волнуется. Мы обнялись. И вдруг она мне говорит:
- Мама, слезами тут не поможешь….
И вот что в этот момент со мной произошло. Эта, казалось бы, безобидная фраза застряла во мне как заноза. Я почувствовала непонятное раздражение и сопротивление внутри. Я отчетливо понимала, что дело тут совсем не в дочке. Ей просто кто-то, когда-то так сказал, и она это запомнила.
Но я осознала, как эта фраза работает. Тебя вроде бы хотят успокоить, призывают к решению вопросов, к действию. Но для меня в этом ещё и призыв к тому, чтобы включить голову и остановить поток чувств и слёз. Бесполезно и безнадёжно плакать. Нужно собраться. Сразу вспоминаются кабинеты детских врачей, где, то и дело звучат фразы от врача к ребёнку: «Ты же такая большая уже, а плачешь». Или «Нельзя себя так вести». Ещё один вариант «Если ты будешь себя так вести я обижусь». Ещё «Ты сейчас всех напугаешь там в коридоре». Врачи то хорошие…. И, говоря это, они уверенны что успокаивают… Только кого? Мне кажется, я могла бы продолжать и продолжать эти вариации на тему как успокоить ребёнка. Вот я пишу эти фразы и думаю, на сколько они вообще осознанно произносятся? Из какого места? С заботой о ребёнке или о себе на самом деле? И почему же если страшно и больно, то плакать бесполезно, плохо, некрасиво, стыдно, не по возрасту… Когда заканчивается этот возраст? Если уже в четыре ребёнку говорят: Ты же уже большая! Или мальчишкам говорят: Ты же мужчина! Когда же у нас ещё есть право плакать? И проявлять свои чувства такими какие они есть?
Я обняла Варю и сказала:
- Варюша… Слёзы - это то, что очень помогает пережить боль. Если хочется плакать, важно плакать. Важно дать себе возможность плакать, чтобы через слёзы выходила грусть, разочарование, обида, стыд, и другие сложные и тяжёлые чувства. Слёзы помогают прожить трудные моменты в жизни. После того как поплачешь становиться легче, свободней.
Ещё я порадовалась, что я сама себе таких фраз уже лет десять точно не говорю! Плачу и обнимаю себя, когда мне это только вздумается. И буду плакать столько, сколько это понадобиться именно мне.

Мне кажется, что и этот текст получился о свободе в каком-то смысле. О свободе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий